|
Если зазоры между шейками
коленчатого вала и шатунными или коренными подшипниками слишком велики,
то износ подшипников может ускориться, и избыток масла будет попадать
мимо подшипников. Если зазоры в подшипниках слишком малы, то появится
избыточное трение, вызывая образование мест с перегревом и подплавление
вкладышей подшипников. Когда материал подшипника начинает плавиться, то
жидкий металл будет оставаться на других участках поверхности подшипника
и вызовет образование дополнительных мест перегрева и даже большее
расплавление, а это, в свою очередь, приведет к выходу из строя всего
подшипника.
Вообще говоря, оптимальные зазоры подшипника для форсированного
двигателя — это зазоры, полученные путем шлифовки или полировки шеек
коленчатого вала до минимального размера (нижний допустимый предел),
определяемого фирмой-производителем. Такая подготовка коленчатого вала
обеспечивает максимально допустимые зазоры подшипников, задаваемые
заводом-производителем (верхний предел зазора). Эти значения зазоров для
коренных подшипников обычно составляют 0,04 — 0,064 мм, а для шатунных
подшипников — 0,025 — 0,05 мм. При этих значениях обеспечивается
необходимый для уменьшения трения зазор, но достаточно малый для
предотвращения проблем с подачей избыточного количества масла (эти
проблемы и системы смазки обсуждаются в следующем разделе). Для гоночных
двигателей, которые предназначены для регулярного превышения значения в
6.500 об/мин, зазоры в шатунных и коренных подшипниках должны быть
увеличены на 0,013 — 0,025 мм по сравнению со значениями |
|